Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В детском саду функционируют 4 логопедических кабинета.
Каждый логопедический кабинет имеет:
Настенное зеркало – 1 шт.
Детские столы – 4 шт.
Детские стулья – 10 шт.
Стол для логопеда – 1 шт.
Стул для логопеда – 1 шт.
Шкафы, стеллаж, полки для пособий – 2 шт.
Коробки, папки для хранения пособий.
Лотки, папки для хранения пособий.
Лампа дневного освещения – 1 шт.
Раковина, полотенце.
Компьютер/ноутбук – 1 шт.
Индивидуальные зеркала – 8 шт.
Зоны логопедического кабинета
1. Зона индивидуальной работы предназначена для проведения индивидуальных логопедических занятий. Оборудование: стол, стулья, настенное зеркало для индивидуальной работы над звукопроизношением.
2. Зона групповой работы предназначена для проведения групповых занятий с детьми. Оборудование: столы, стулья, доска, индивидуальные зеркала.
3. Зона учебно-методического и учебно-дидактического материала предназначена для размещения учебно-методической литературы, наглядно-иллюстративного материала, игр. Оборудование: шкафы для пособий.
4. Рабочее место учителя-логопеда. Предназначено для организации работы педагога. Оборудование: письменный стол, стул, компьютер/ноутбук.
Разделы учебно-дидактического материала
1. Логопедического обследование:
— Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) Нищева Н.В., Детство-Пресс, 2017;
2. Коррекция мимики, артикуляционной моторики и звукопроизношения:
— артикуляционная гимнастика в картинках;
— спиртовые медицинские салфетки;
— стерильные медицинские деревянные шпатели;
— одноразовые марлевые салфетки;
— бумажные салфетки;
— индивидуальные зеркала;
— картинки слов с различными звуками;
— картотека слов для автоматизации звуков;
— картотека слов для дифференциации звуков;
3. Развитие речевого дыхания:
— игрушки «Вертушки»;
— зондозаменители «Диск»;
— «Воздушный футбол»;
— дудочки;
— одноразовые трубочки;
— различные лёгкие предметы для сдувания;
— мыльные пузыри;
4. Развитие мелкой моторики рук:
— коврик резиновый массажный;
— резиновые массажные шарики;
— массажные шарики Су-Джок;
— шнуровки плоскостные;
— шнуровки объёмные;
— развивающая пирамида;
— бусины и пинцет;
— бусины и верёвочка для нанизывания;
— счётные палочки и карточки с рисунками;
— мозаика;
-- палочки Кюизенера;
— разрезные картинки;
— сухой пальчиковый бассейн из гороха;
— пальчиковый театр;
— куклы бибабо;
— настольная игра «Рыбалка»;
5. Формирование лексико-грамматического строя, словаря и связной речи:
— сюжетные картинки;
— серии сюжетных картинок;
— предметные картинки на подбор антонимов;
— предметные картинки на подбор синонимов;
— предметные картинки слов-действий;
— предметные картинки слов-признаков;
— многозначные слова;
— множественное число «один – много»;
— схемы для составления описательных рассказов;
— картинки для словообразования;
— картинки слов различной слоговой структуры;
— набор предметных картинок на образование названий детенышей животных;
— набор предметных картинок на образование относительных прилагательных;
— набор предметных картинок на образование притяжательных прилагательных;
— набор сюжетных картинок на образование приставочных глаголов;
— набор карточек для упражнений в употреблении предлогов;
— папки с картинным материалом по лексическим темам:
6. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем):
— набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свисток, колокольчик, барабан);
— картотека слов, близких по звуковому составу.
7. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза и обучение грамоте:
— пеналы на проведение звукового анализа;
— слоговые таблицы;
— набор карточек для звукового анализа и синтеза;
— карточки «Весёлая азбука»;
— набор предметных картинок на выделение звука из слова.
8. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления):
— картинная игра «Найди отличия»;
— картинная игра «Четвёртый лишний»;
— пособия по принципу доски Сегена;
— дидактическая игра «Чья тень?»;
— лото;
— пирамиды.
9. Развитие графомоторных навыков, профилактика дисграфии:
— карандаши, ручки;
— трафареты для обводки и штриховки;
— графические диктанты.
логопедический комплекс «Антошка»
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных занятий с группами детей всех возрастов, индивидуальной работы и проведения праздников, развлечений, спектаклей. Созданная развивающая музыкально-предметная среда способствует эффективной организации музыкальной и театральной деятельности, позволяет успешно реализовать программу музыкального воспитания дошкольников, способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей.
- в музыкальном зале представлены различные детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, музыкально-дидактические игры и пособия,
- аудиотека с музыкальными произведениями для детей,
- оборудована и оснащена костюмерная с театральными костюмами,
- фортепиано, электронное фортепиано,
- мультимедийный экран, проектор,
- музыкальный центр,
- библиотека методической литературы по музыкальному воспитанию, сборники нот,
- детские стульчики,
- стулья для взрослых,
- атрибуты к играм,
- декорации к музыкальным мероприятиям.
Наличие оборудованных библиотек
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека находится в методическом кабинете
Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными учебными изданиями (включая учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемую образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 119» образовательным областям. Учебные издания, используемые при реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 119», отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соответствуют содержанию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Есть фонд детской художественной литературы.
Наличие оборудованных объектов спорта
Физкультурный зал и спортивная площадка
В детском саду создаются все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей.
Для этого в ДОУ функционируют следующие объекты спорта:
- физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, физкультурные досуги, праздники и развлечения;
- уличная спортивная площадка для организации занятий по физической культуре, физкультурных досугов, праздников и развлечений.
В физкультурном зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование - гимнастические стенки, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь - мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, флажки, степ-доски, следовые и массажные дорожки и др.
Музыкальный центр. Сборный модульный мягкий конструктор. Детские мини-тренажеры.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям и возрастным особенностям детей. Объекты спорта ДОУ частично приспособлены для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (интерактивное оборудование, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
- музыкальные центры, колонки, имеется коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами;
- аудиовизуальные (слайды);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
- спортивные снаряды, мячи и т.п.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Принципы использования средств обучения и воспитания:
-учет возрастных и психологических особенностей детей;
-гармоничное использование разнообразных средств обучения и воспитания: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
-учет дидактических целей и принципов дидактики;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Материальная база периодически преобразуется, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистами. Самостоятельный доступ к информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - воспитанники ДОУ не имеют, специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ - нет. В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором установлена версия для слабовидящих.
Учитывая интересы и потребности современных детей, педагоги детского сада активно используют в образовательной деятельности медиаресурсы. Познавательная, исследовательская, игровая деятельность, занятия по коррекции различных нарушений в развитии ребенка проводятся с использованием компьютерных средств, что является для детей привлекательным способом получения знаний и впечатлений. Педагоги применяют самостоятельно созданные презентации, видеоролики, развивающие игры; коррекционно-развивающие программы, входящие в комплект приобретенных программно-аппаратных комплексов и материалы с образовательных сайтов.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА:
https://www.gallery-projects.com/ Журнал включает:
- опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов; набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;
- разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков;
- новые идеи и интересные находки Ваших коллег.
http://doshkolnik.ru/ Журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ:
- ценнейший опыт лучших ДОУ;
- четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);
- не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.
https://urok.1sept.ru/ Конспекты занятий, сценарии, статьи, различные приложения.
ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА:
http://razigrushki.ru/ «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.
https://pochemu4ka.ru/ Детский портал "Почемучка".
Лицензионные: интерактивные развивающие пособия для индивидуальных занятий взрослых с детьми в соответствии с ФГОС ДО "Смотри и говори", развивающие игры "Уроки тётушки Совы".
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется.
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольном учреждении созданы условия для организации доступной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
- входная группа (наружная лестница, тамбур соответствуют требуемым нормативам, устранены пороги, установлен пандус (с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261);
расширены дверные проемы; уложена противоскользящая плитка; установлена система вызова помощника для инвалида со звуковым оповещением);
- приобретено специальное оборудование, ориентированное на детей-инвалидов и детей с ОВЗ: подъемник гусеничный лестничный мобильный, пандус для преодоления перепадов высоты;
- размещены специальные информационные таблички и тактильные знаки (указатели направления движения, входа, выхода, эвакуационные выходы и др.);
- на входных дверях размещены информационные наклейки (круг желтый);
- дверные наличники и края дверных полотен выделены маркировочной полосой.
Организация не располагает общежитием, интернатом.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное оборудование для детей-инвалидов и ОВЗ: программно-аппаратный комплекс «Рабочее место дефектолога», интерактивная сенсорная панель 43 дюйма, интерактивная сенсорная панель 19 дюймов, логопедический комплекс «Антошка», развивающе-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением, фиброоптический душ, интерактивная воздушнопузырьковая трубка с пультом управления, световая каскадирующая трубка;
- приобретены специальные игрушки и пособия для игровой и учебной деятельности детей с ОВЗ.